«Мемы в профориентации» получили поддержку HR-экспертов и завоевали I место!
- 27.04.2023
На XIII ЕЭФМ Центр карьеры представил для оценки внешними экспертами собственный проект — «Параметры исследования профессии и профориентации в оптике мемов». Центр карьеры университета тоже старается полагаться на научные методы в своей работе. Но наука может быть не только полезной, но и весёлой.
Центр карьеры традиционно поддерживает Евразийский экономический форум молодёжи — крайне значимый проект УрГЭУ. Наши сотрудники помогают организовать и координировать конкурсы, входят в составы экспертных комиссий. Участниками конкурсов становятся студенты с проектами, созданными на материалах и в прямой коммуникации с Центром карьеры и ориентированными на вопросы содействия занятости и оптимизацию работы HR-служб. Многие из них внедрены в практику.
Осенью 2022 г. к нам обратились сотрудники Публичной библиотеки города Новоуральска с предложением принять участие в IX городском «Дне карьеры» (делились итогами ранее). Был запрос на новые подходы к профориентации – комплексу действий, который позволит выявить их склонности и таланты, предрасположенность к определённым видам профессиональной деятельности, ассоциативность, а также помочь в выборе карьерного пути. Мы решили посмотреть, можно ли рассказать о профессии, используя мемы? Оказалось, что можно, аудитория оценила идею.
На волне успеха мы решили развить идею, доработали систему их анализа, составили методику и стратегии применения:
- в прямой профессиональной агитации Целенаправленная подготовка мемов для продвижения профессии;
- для учёта курсирующих в инфополе мемов в срезе времени, актуальном на момент профагитационного мероприятия (кампании); может применяться для анализа восприятия профессии в целом, полноты знания о профессиональной деятельности, наиболее меметичных элементах профессиональной деятельности, социологии профессии.
Начиная с этого года в УрГЭУ для первого курса всех направлений подготовки введена в учебный план дисциплина «Основы управления карьерой» — идея, предложенная кафедрой экономики труда и управления персоналом и Центром карьеры УрГЭУ. В рамках дисциплины мы попросили студентов найти или создать мем, либо прямо описывающий направление подготовки и/или будущую профессию, либо как-то ассоциирующийся с ними на художественно-смысловом уровне.
Заметили, что если начала складываться общегрупповая культура, то студенты были либо склонны несколько ограничивать себя и выбирать для репрезентации «цензурные» мемы, либо коллективно не стеснялись и показывали действительно откликающиеся в душе вещи – доброй или грустной иронией, выражающие текущее понимание или скорее непонимание будущей деятельности. Выявили склонность к выбору мемов о профессиональных стереотипах и генезисе профессии, а также определённую скептичность в содержании образования в рамках первого курса, что в целом соответствует пока что отсутствию у студентов более тесного, предметного знакомства с профдеятельностью и профессиональными вопросами.
Спасибо, что помогаете нам и видите перспективы таких неожиданных, комплексных инструментов.
Благодарим команду, экспертов, партнёров конкурса «Молодые профессионалы Евразии» за возможность поделиться опытом.
Подробнее об исследовании — в будущем сборнике материалов ЕЭФМ и в практике Центра карьеры.